Сколько лет тебе, Астрахань?

 

Источник –“Идель» №10 (21) от 30 апреля 1992 года

 

Историк К.В.Васильков в статье, «Каким он был наш порт» пишет: «В 1253 г. … началось строительство города, занявшего территорию от Солянки до Карантинного бугра с цитаделью и пристанью для судов на Шареном бугре. Дали городу название Аши-Тархан.» Как тут не вспомнить выдержку из Ключаревской летописи, которая приводится во всех путеводителях по Астрахани и области, ею открывается юбилейное издание к 400-летию Астрахани. Даже авторы-составители брошюры «Астрахань и Астраханская область», изданной в серии «Памятники истории и культуры России» за 1990 год А.С. Марков, Р.А. Захарова (сотрудник охраны памятников культуры), В.Ф. Коржунов (редактор) обращаются к ней.


«Избрание сего бугра (шабан-бугра) доказывает чрезвычайную дальновидность означенного воеводы (Черемисинова), ибо бугор сей, огражден самою природой: со стороны к востоку окружен непроходимыми болотами, тинами, солончаками и частью лесом. С севера – Волгою, с полудня – глубочайшим озером до самого бугра. Так что за десять верст к нему подойти было невозможно, кроме лодок, коих в то время татары не имели».


Можно понять автора летописи, Ключаря Успенского Собора, который мог и не знать исторических подробностей и не был очевидцем событий взятия Астрахани, т.к. писал свою летопись через 100 с лишним лет после них. Можно понять его желание восславить победителя и унизить поверженного врага. Но невозможно понять вышеперечисленных авторов «Памятников», обратившихся к этой летописи (по крайней мере, в этой ее части), а не к результатам археологических исследований наших ученых В.В.Плахова, Я.Ф.Штайдштейн, В.А.Никонова, К.В.Василькова и др.


Можно допустить, что в 1958 году история писалась еще по указке, но в 1990 году - что заставило уважаемых авторов повторить эту фальшь? Как мог народ, живший в дельте Волги, можно сказать, на воде, не иметь даже лодок в 1556 году, если в 1253 году он строил пристань для своих судов? Как он перебирался из правой части города в левую, ибо Хаджи-Тархан (Эстерхан) располагался на обоих берегах Волги. И это подтверждается наукой – археологией.


Как продолжался Караванный путь через Волгу? Может быть, путешественники и торговцы возили с собой свои персональные лодки? Это только мы, «цивилизованные» потомки своих «диких» предков можем возить молоток из Москвы, чтобы забить гвоздь на Дальнем Востоке. Наши предки были мудрее и расчетливее нас. Кроме того, все движение по Волге и ее рукаве проходило на судах и ушкуях не только во времена Золотой Орды и Астраханского ханства, но даже в до монгольский период местные люди имели лодки. При раскопках в Хаджи-Тархане В.В. Плахов обнаружил могильник, где был захоронен воин с кожаной лодкой. Могильнику определили возраст в 2400 лет.


Тенденциозность Ключаревской летописи несомненна и требует к себе критического отношения. Возможно, летописец был хорошим богословом, но историком – сомнительным.


Неприятный осадок оставляет то, что эта тенденция в упор не видеть явного продолжается и сейчас. Например, известно, что православная Епископия ведет свое начало с 1261 года. В.П. Никитин в своей книге “Астрахань и ее окрестности» пишет: «Русские князья с их приближенными и многочисленные русские ремесленники составляли в Золото-Ордынской столице обширную колонию, и поэтому неудивительно, что еще в 1261 году монгольские властители согласились создать особую Сарайскую православную Епископию в самой Золотой Орде, имелся и православный храм». Первым епископом Сарайской Епископии был Митрофан, поставленный митрополитом Кириллом III.


Однако, в телевизионной передаче, посвященной 350-летию Астраханской Епархии, святым отцом этот факт был отнесен к разряду весьма странных. Хотя в этом ничего странного нет. Видимо, даже монгольские ханы понимали, что для процветания города, а, следовательно, и для своего прославления, одного подневольного труда было мало.


Так Узбек хан (внук Батыя), правивший в 1312-1342 гг. будучи язычником, посещал в воскресенье православную церковь, в субботу – синагогу, в пятницу – мусульманскую мечеть. А за оскорбления на религиозной почве наказывал виновных соответственно степени вины, вплоть до смертной казни. Впоследствии он принял Ислам. Удивительно, как живуче желание сохранить образ врага как варвара, даже ценой утраты части своей истории. Никто не отрицает, что были жестокости, но положительное тоже надо видеть.


Если правая часть Хаджи-Тархана как-то исследовалась, то левая часть вообще не исследована, она только застраивалась и перестраивалась. История древнего города осталась глубоко под землей и до нее не добраться. Возможно, мы ходим по костям наших далеких предков, и только редкие археологические находки, священные захоронения, о которых помнит народ, да редчайшие книги или отрывочные записи доносят до нас отголоски прошлых веков. Ведь архивные документы, как в прошлые века, так и в советское время старательно уничтожались.


Поэтому небольшая книга Жиганши Джаббарова (Жиханша ибн Габдель-Джаббар), посвященная истории астраханского государства и Астрахани, любезно предоставленная нам для ознакомления Мавлюдом Хафизовичем Ерижеповым, представляет большой интерес и может дать дополнительные сведения по истории Астрахани. Книга издана в 1905 году.


Жиганша Джаббаров, наш земляк, жил в конце 19-начале 20 века был имамом Криушинской мечети. Но он не только добросовестно справлял свою службу, его тревожила исчезающая история татарского народа.


Собирая сведения из различных устных и письменных источников, он попытался оставить потомкам книгу об Астраханском ханстве с перечнем имен правивших ханов с описанием событий падения Астраханского государства, описанием священных захоронений на территории города и области. В 1937 году был репрессирован, сослан в Архангельскую область, где и умер. В настоящее время в руках правнуков, проживающих в Астрахани, сохранились рукописи Ж.Джаббарова.


После распада Золотой Орды  образовалось Астраханское государство с центром в Хаджи-Тархане. Но это был уже не прежний Хаджи-Тархан. Разгромленный и сожженный жестоким Тамерланом в 1395 году город, как и все государство, в начале 15 в. потерял свое экономическое значение. Однако жизнь продолжалась.


Описывая период образования Астраханского ханства, Ж. Джаббаров о городе Хаджи-Тархане пишет: «Это был центр небольшого исламского государства на восточном берегу Волги». Можно предположить, что после трагических событий 1395 года жизнь в Хаджи-Тархане в основном сосредоточилась на левом берегу. Во всяком случае, здесь были поселения и не только у подножия Шабан-бугра, может быть даже на самом бугре.
По крайней мере, известны поселения, основанные еще до 1556 г., т.е. до завоевания Астраханского ханства русскими. Самым древним из них является средневековый Мошаик.


Трудно представить себе, что татарские поселения, располагавшиеся обычно на бэровских буграх, не занимали также и Шабан-тюбю. Н.Б. Голикова в «Очерках по истории городов России конца XVII – нач. XVIII вв.” указывает, что татарская слобода образовалась из поселения юртовских татар, затем вошла в состав Земляного города (значит она существовала раньше)...


Внутри Земляного города слобода сохраняла обособленность: была обнесена особой оградой, за которую вели специальные татарские ворота... Помимо жилых дворов в татарской слободе находились мечети, большой и оживленный “Татарский базар с рядами лавок”.


А ведь “татарская слобода” (мэхэллэ) – это почти центр современной Астрахани.
При описании Белой мечети, построенной в 1810 г. Жиганша Джаббаров в своей книге указывает, что в прошлом исламские мечети строились внутри города, а затем, после завоевания русскими, местное население стало вытесняться в Заканавную часть, которая была заболочена и покрыта зарослями камыша, где могли в большом количестве водиться лягушки (бака). Впоследствии здесь появились Бакалдинские улицы, либо от слова “бака” (лягушка), либо от слова “бакылда”, что означает: вести бессмысленную болтовню на манер кваканья лягушек.


“На таких местах, - продолжает автор, - строились мечети, дома, а на возвышенных местах хоронили людей. По мере расширения города места захоронений остались под различными строениями”.


В какие годы строились мечети внутри города сказать трудно, но несомненно, это был ранний период после завоевания Астраханского ханства, что подтверждается рисунком Гольштинского посла и путешественника Адама Олеария, посетившего Астрахань в 1636 году и оставившего нам единственное изображение города того периода: в пределах Белого города на фоне множества церквей зафиксирована и мусульманская мечеть с луной на вершине минарета. Возможно, это была мечеть гилянских (персидских), индийских или бухарских мусульман, т.к. их посады появились уже в 1590-х годах.


Компактно проживали татары и в районе Криуша. Вот что пишет Ж.Джаббаров в своей книге: “Согласно преданиям ханские дворы располагались на месте нынешнего девичьего монастыря (здание облвоенкомата). После Друбиш хана (Дервиш Али) ханская мечеть на Криуше была снесена русскими, и на этом месте построен православный собор.


При строительстве Юго-Востока-3, во время сноса ватной фабрики в 1989 году ( а это территория Криуша) были обнаружены каменные кладки, предметы быта и украшения времен Астраханского ханства, которые не попали в музей, а разошлись по рукам жителей.


На левом берегу Кутума находилась ставка последнего из астраханских ханов – Ямгурчея. Напоминанием об этом служит мост в створе ул. Бабушкина, названный его именем.


П.Х. Хлебников в книге “Астрахань в старые годы” так описывает события завоевания Астрахани. Ямгурчей, желая иметь верные сведения о движении русских войск на ушкулях (легкое судно) послал своих разведчиков вверх по Волге. У Черного Яра произошло столкновение людей Ямгурчея и русских войск, в результате разведка Ямгурчея была разбита, , а начальник разведки Сакман попал в плен. С его слов узнали, что Ямгурчей стоял  ниже Астрахани на протоке Цареве. В самом же городе было малолюдно, т.к. жители находились в улусах на островах. Князь Ю.И. Пронский направился к Астрахани, высадил войска ниже и выше Астрахани и занял ее без сопротивления. В это время отряд князя Вяземского на берегу протока Царева настиг стан Ямгурчея, захватил пушки, запасы и людей.

 

Источник –“Идель» №9 (20) от 17 апреля 1992 года


Тюрки, а впоследствии и татары, относящиеся к этой же группе тюрко-язычных народов, видимо, никогда и не называли свой город иначе, как «Хаджи-Тархан», т.к. на городском татарском кладбище на старых могильных плитах даже в конце 19 – начале 20 вв., указывая место рождения и смерти, как это принято у тюрков, написано «Хаджи-Тархан».


В татарских источниках город назван еще “Эштерхан” (Ш.Марджани «Некоторые сведения о событиях в Казани и Булгаре»). На языке современных татар город называется – Эстерхан. В русском же языке город получил название «Астрахань» уже на основе «Эстерхан». Пренебрежение этими особенностями породило бесчисленные названия и толкования об их происхождении.


Тут и легенды о любви кипчакского хана к красавице-пленнице Астре; и предположения, что какой-то князь, основавший город, затем, став правителем этого города, назвал его Астра-ханом; и что назван он по имени Хайдар-хана (был такой хан в Астраханском ханстве); и что назван город по имени народа «Ассы», населявшего когда-то Северный Прикаспий, и ссылки астраханского губернатора В.Н. Татищева на Птоломея. В 1743 году в своем «Лексиконе Российском, историческом, географическом, политическом и гражданском» он пишет: «имя оне (города) не татарское, но видимо, что от языка древних обывателей. Ибо Птоломей в его время народ около онаго кладет астуракани, но что значит, неизвестно».


Исследования о происхождении названия города продолжаются до сих пор. Так, историк-краевед из Гурьевской области М.Джолжанов на основании исторического, географического и лингвистического осмысления проблемы, приходит к выводу о хазарском происхождении названия города. По его утверждению название происходит от слова «Хаджар» - видоизмененного «Хазар» и «Кан» - видоизмененного «кент», что означает «город», т.е. город назван по имени народа, заселявшего этот город (город Хазар). Безусловно, места теперешней Астраханской области еще в 9-10 вв. принадлежали хазарам. Здесь они жили, имели свои города.
А существование множества названий, представляющих искаженные варианты иностранного звучания, лишний раз подтверждают, что город, расположенный на перекрестке важных торговых путей с Запада с Восток, в 13 в. богател и стал приобретать широкую известность.


Исторический туман сгущается, когда речь заходит о месте расположения Хаджи-Тархана. Во всех справочниках по Астрахани и области напрочь зафиксировано: «старая татарская Астрахань расположена в 12 км выше современной Астрахани на правом берегу Волги».


Некоторое оживление в археологических исследованиях, наблюдаемое в последнее десятилетие, стало давать результаты и приносить свои плоды. Наша древняя Земля стала раскрывать свои тайны. Обнаружены не только отдельные захоронения, но и остатки усадеб, дворцов, мавзолеев, целых городищ 13-14 вв. Особенно богаты археологическими раскопками Красноярский, Ахтубинский, Камызякский, Приволжский районы. Активно ведутся исследования на Селитренном городище, где находилась столица Золотой Орды – Сарай –эль Махруса (Сарай Бату), в Приволжском районе (город Орду-Муаззам), вплотную обещают исследовать городище в Самосделке, продолжить работы в Красноярском городище.


Городов в Золотой Орде, говорят, было много – 110. (В.А.Кучкин, доктор исторических наук «Русь под игом, как это было»). Только почему-то самый близкий из них, Хаджи-Тархан, до которого рукой подать, 12 км от центра, остается нетронутым, молчит. Он не интересует археологов, работы в нем не финансируются, раскопки приостановлены и на ближайшее время не планируются. Он законсервирован на неопределенное время.


А тем временем, разрушение этого уникального археологического памятника людьми, техникой понемногу продолжается. Создается впечатление, что Хаджи-Тархан для истории вскоре будет потерян совсем.


А ведь это был город довольно значительной величины и располагался на обоих берегах Волги.


В статье «Тайны веков» («Волга», 22.02.87 г.) В.В.Плахов пишет: «Среди множества городов, возникших в 13 в. путешественники и историки упоминают о Хаджи-Тархане, основная часть которого находилась на правом берегу Волги в 12 км выше современной Астрахани (заметьте, “Основная”, но не вся). Это был один из лучших городов Золотой Орды. Считалось, что остатки Хаджи-Тархана сохранились только на Шареном бугре, близ села Ново-Лесное. В 1960 г. при земляных работах во время строительства Керамзитового завода, участки культурного слоя были сброшены в Волгу… . При строительстве АЦКК на дне раскопы были обнаружены полуземлянка и часть арыка, монета хазарского или половецкого времени, фрагменты керамики. А ведь среди археологов давно существует мнение, что древнее городище в этих местах возникло раньше 14 в. И далее: «до сегодняшнего дня сохранились остатки его (Хаджи-Тархана) кварталов и усадеб. Сейчас эти культурные слои безжалостно, бесконтрольно уничтожаются во время земляных работ. Под государственной охраной в нынешнее время находятся только усадьба 14 в., скрытая в земле на Крестовом Бугре, что расположено при въезде в поселок АЦКК, да Шареный бугор». Это было в 1987 г., что же теперь, через 20 лет там осталось, и когда мы узнаем о тайнах этого уникального памятника города наших предков?


Автор – С.Низаметдинова

   
“Жизни цепь – упорный труд высокий. Лень, безделье – худшие пороки. Пред народом долг свой исполняя, Сей добро – вот жизни цель святая! Путь добра – вот счастье и отрада, И другого мне пути не надо»…
Габдулла Тукай