Астраханские мечети

 

Центрами религиозной и общественной жизни мусульман г. Астрахани были мечети. Уже в 1586 г. недалеко от города существовала мечеть. А в 1620 г. ногайский саййид (т.е. потомок пророка Мухаммада из ветви, восходящей к его внуку Хусайну) Сайф ад-Дин построил мечеть в самой Астрахани, видимо, с разрешения властей.  К 1616 г. относится упоминание мечети на Гилянском дворе г. Астрахани. Она была поставлена для персидско-подданных (а значит, была, скорее всего, шиитской). Мечеть ставили сами персы. Османский путешественник Эвлия Челеби ибн Дервиш (1611-1679/1683), побывавший в Астрахани в 1666 г., сообщает, что в “посаде”, или “нижнем городе” (т.е. в Земляном) находится 7 мечетей. По сведениям академика Самуила Георга Гмелина (1744-1774), в 1770 г. в Агрыжанской, Бухарской и Гилянской слободах Земляного города было 4 мечети, а в предместии города Царевской слободе (татар. Тияк, на р. Царев), которая с середины XIX в. вошла в состав города как 6-ой полицейский участок – еще 15. В 1910 г., согласно исследователю В.В. Дремкову, в Астрахани насчитывалось 18 мечетей.


За 1920-1930-ые гг. большинство мечетей г. Астрахани было закрыто. Мечети переоборудовались под промышленные предприятия, хозяйственные помещения, культурно-просветительские и образовательные учреждения, либо разрушались. В 1954 г. в городе осталось всего 2 мечети. В настоящее время в Астрахани действует 11 мечетей ( в т.ч. 3 реставрируются; 9 мечетей – каменные, 2 – деревянные) и идет восстановление 12-ой – Черной.



 

АК МЕЧЕТ.

Древнейшей, сохранившейся до наших дней мусульманской мечетью г. Астрахани является соборная Ак-мечеть (тюрк. “Белая мечеть”) (ул. Зои Космодемьянской, 41/15). Первые сведения об этой мечети, возможно, содержатся в сочинении академика С.Г. Гмелина “Путешествие по России для исследования трех царств природы”, вышедшей в Санкт-Петербурге в 1777 г. Он писал, что в Бухарской татарской слободе г. Астрахани “находится нововыстроенная большая Татарская мечеть. Она деревянная,однако построена на каменном основании”. Я полагаю, что речь в данном случае идет как раз о Белой мечети, которая располагалась в Бухарской татарской слободе. О деревянной Белой мечети в Астрахани также сообщает в 1809 г. исследователь И.В.Равинский. Он пишет, что это главная татарская мечеть в городе, т.к. она была “всех пространнее и получше сделана”, а кроме того “...у татар главные мечети всегда называются белыми”. В сборнике “Город Астрахань и его окрестности”, вышедшем в 1882 г. , содержатся сведения о том, что к моменту своей перестройки Белая мечеть существовала уже 130 лет, т.е. была построена в 1680 г. Однако, учитывая сведения С.Г. Гмелина о “нововыстроенной большой Татарской мечети” в 1770 г., эта информация, на наш взгляд, требует дополнительной проверки.

 

В 1810 г. деревянная Ак-мечеть была перестроена в камне на средства купца Давида Измайлова, причисляемого к татарам Бухарского двора. К зданию мечети примыкал красивый минарет. Мечеть окружала вначале деревянная, а затем каменная ограда. Известно, что на протяжении XIX – начала XX вв. имамами Белой мечети были представители семьи Ходжаевых, причисляемые к татарам Бухарского двора. Имамы Ходжаевы активно участвовали в общественной жизни мусульман Астрахани. Так, когда в 1896 г. возникло благотворительное «Общество попечительства о бедных мусульманах» (или «Общество попечительства о бедных татарах»), именовавшееся также «Джамаат Хайрийа», одним из его учредителей был имам Ак-мечети Мухаммед Керим Ходжаев. На средства данного общества закупались и раздавались учащимся мактабов и мадраса учебники, беднякам – дрова на зиму, теплые одежды, медикаменты, средства на похороны и т.п. Мухаммед Керим Ходжаев был также одним из учредителей умеренного панисламистского общества «Джамаат Исламийа» (араб. «Исламская Община»), образовавшегося в Астрахани в 1907 г.

 

В 1901 г. приход Белой соборной мечети, именовавшейся также мечеть №11, составлял 569 мужчин и 579 женщин, в т.ч. 80 домохозяев.


До революции при Ак-мечети действовали мактаб и мадраса  - мусульманские школы начального и повышенного уровней соответственно.


В 1930 г. по решению президиума Окружного исполнительного комитета от 25 января Ак-мечеть была закрыта, а ее помещение было передано под детский сад. В 1992 г. мечеть была возвращена верующим и получила порядковый номер «5». В 1997 г. при Белой мечети было открыто пока единственное в области мадраса – Исламский институт «Хаджи-Тархан» (нынешний директор – Сайфулла-хазрят (Бикмухамметов)). С начала реставрационных работ по Белой мечети мадраса было переведено в здание рядом с Черной мечетью. «Хаджи-Тархан» дает высшее мусульманское образование; мужчины по окончании получают специальность «имам-хатыб», а женщины – «теолог, преподаватель ислама».
В 2000 г. началась реставрация Ак-мечети, которая должна завершиться в 2008 г.

 

 


КАРА-МЕЧЕТ
На улице Зои Космодемьянской до наших дней сохранились остатки некогда знаменитой Кара-мечети (тюрк. «Черная мечеть»). Это была соборная мечеть Бухарского двора, в 1816 г. перестроенная в камне. В.П. Никитин сообщает, что каменная Черная мечеть была построена «на месте обветшавшей деревянной постройки». В начале XX в. приход Черной соборной мечети №10 Бухарского двора (5 участок в Астрахани) составлял 570 мужчин и 638 женщин, в т.ч. 100 домохозяев. Имамом мечети был Али Максутов. Он также был членом ревизионной комиссии “Общества попечительства о бедных мусульманах”.
При Черной мечети до революции существовали мадраса, мактаб для мужчин (с 1832 г.) и мактаб для женщин (с 1850 г.). Мужское училище-мактаб Черной мечети, которым заведовал мулла Салих Алимбеков, было “самое многолюдное в Астрахани по числу учащихся”. Салих Алимбеков был также одним из членов общества “Джамаат Исламийа”.
В 1930 г. по решению президиума Окружного исполнительного комитета от 25 января Черная мечеть была закрыта, а ее помещение передано под школу. Впоследствии здание мечети было разрушено. В 2005 г. началось восстановление Черной мечети, которое должно завершиться в 2008 г.

 

 


ЦЕНТРАЛЬНАЯ  МЕЧЕТЬ
Мечеть №1 (ул. Казанская, 62). До революции именовалась мечеть №9 Гилянского двора, т.к. располагалась на территории Гилянской слободы; другие названия – Вагап-мечеть, Ваххабийа, Казанская мечеть. Сегодня ее также называют Центральная, Соборная, Хазрят-мечеть, Красная (или Кызыл-мечеть).
Известно, что эту каменную мечеть начал строить на свои личные средства ( в конце XIX в.) татарский мулла Абдрахман Абдул Вагап (или, правильней, Абд ал-Ваххаб) Алиев. Однако, денег у почтенного старца явно не хватало, и тогда он сумел заручиться финансовой поддержкой  татарского купца Шакира Казакова. К 1898 г. мечеть была построена, и по своей красоте равнялась с мечетями г. Казани (отсюда одно из названий  - «Казанская»). Характерными элементами архитектуры Центральной мечети является соединение основного объема храма с вертикалью минарета над центральным входом. Известно, что Абдрахман Алиев был одним из учредителей общества «Джамаат Исламийа». Х. Ирмуратов сообщает о «солидной» мадраса «Ваххабийа» в Вагап-мечети, в которой обучались представители татарской и казахской молодежи.
В советское время мечеть №9 была одной из двух действующих в Астрахани. Правда, в 1941 г. она была закрыта с передачей помещения под ремесленное училище. Однако в 1950 г. мечеть вернули верующим. Сегодня в ней располагается резиденция муфтия Астраханской области, руководителя Астраханского регионального управления мусульман Назымбек-хазрята (Ильязова).

 


КРИУШИНСКАЯ МЕЧЕТЬ

Криушинская мечеть (ул. Бакинская, 141). По устным сведениям, была построена в начале XX в., в 1907-1909 гг. В 1932 г. мечеть была закрыта. С этого времени здание мечети использовалось как складское помещение. В 1952 г. на заседании исполкома Астраханского областного совета в здании было решено устроить Дом культуры членов артелей кооперации инвалидов Астраханской области. К началу 1990-х гг. мечеть была в полуразрушенном состоянии. В 1997 г. здание мечети передали верующим. Она получила порядковый номер “38”. По согласованию с руководством Астраханского регионального духовного управления мусульман азербайджанская диаспора г. Астрахани с 2004 г. начала восстанавливать мечеть. В настоящее время реставрация мечети продолжается, хотя она уже функционирует как шиитский храм, получивший новое название – мечеть Бакы (т.е. Баку). Имам-хатыб мечети  - Махмуд-хазрят (Сафаров).

 

 


ПЕРСИДСКАЯ МЕЧЕТЬ
Персидская мечеть. У персов-шиитов в Астрахани была своя каменная мечеть, простроенная на средства персидского общества в 1860 г. Она представляла собой здание кубической формы с полусферическим куполом и четырьмя минаретами по углам. Вначале мечеть имела деревянную ограду и деревянные ворота в виде арки. Затем была построена каменная ограда. Астраханский краевед А.Н. Штылько писал: “Это довольно красивое и не старое...здание с минаретами. Внутренность его оригинальна, но не изящна, плохо украшена. Коридоры темные, мрачные, низкие.”. Мечеть управлялась особым советом. Желающим посетить персидскую мечеть ради любопытства рекомендовалось вначале переговорить с муллою , членами совета или, в крайнем случае, с персидским консулом, а также соблюдать все правила поведения в мечети. В 1939 г. Персидская мечеть была закрыта. Ее помещение было передано под цех швейной фабрики. Главный объем бывшей мечети сохранился до нашего времени и располагается на улице Кирова, 40. Здание сильно подпорчено перестройками. Так, сейчас отсутствуют завершавшие его восьмерик и четыре башенки-минареты по углам. Пилястры, рустовка на фасадах, несомненно взяты из арсенала позднего классицизма. А вот дугообразные тяги, образующие стрельчатую арку наличника окна, или боковые галереи в интерьере – явно отголоски традиционных форм мусульманской культовой архитектуры.

 


ЗЕЛЕНАЯ МЕЧЕТЬ
Зеленая мечеть, известная также как мечеть №8 (ул. Менжинского, 90). Находится на территории бывшей Царевской слободы (Тияк). Она была построена в 1831 г. неким Нураши Ниязовым. Сам же мусульманский приход образовался в начале XIX в. К этой мечети были приписаны жившие вокруг юртовские (астраханские) татары и т.н. “кундровские татары”, т.е. ногайцы-карагаши. В 1901 г. мечети было приписано 204 человека мужского пола и 202 человека женского пола, в т.ч. 142 домохозяина. В 1898 г. имам-хатыбом и мугаллимом Зеленой мечети стал ногайско-татарский просветитель Абдурахман Умеров (или Абд ар-Рахман Гумари). При мечети были мадраса и мактаб для женщин. В 1938 г. Зеленая мечеть по решению Сталинградского облисполкома была закрыта и передана под «культурно-социальные нужды». Известно, что в 1948 г. часть бывшей мечети использовалась как общежитие рабочих Каспфлота, а часть пустовала. По решению Астраханского облисполкома  было передано под районную поликлинику. Сегодня мечеть заброшена и не функционирует.

 

 


КРАСНАЯ МЕЧЕТЬ

Мечеть №3 (до революции №13), или Красная мечеть, сегодня также  - Кавказская мечеть (ул. Красная Набережная, 112 – на городском рынке Большие Исады). В коллективной монографии «История Астраханского края» утверждается, что мечеть была построена в 1894 г. Однако эта дата представляется нам неверной. Согласно архивным материалам, приход мечети образовался в 1900 г. и составлял 600 мужчин и 299 женщин. В этом же году началось строительство мечети. Муллой мечети был татарин Фейзулла Фетхуллин. В 1935 г. по решению Астраханского городского совета мечеть была закрыта, а здание вскоре было передано Дому санитарного просвещения. По устным сведениям, сообщенным имамом, мечеть построили в 1898-1900 гг., а закрыли в 1938 г.
В 1990 г. здание мечети было возвращено мусульманам. С 1993 г. началось ее постепенное восстановление (особый размах реставрационные работы приобрели с 2000 г. и продолжаются по сей день). Приход мечети сегодня, в основном составляют выходцы с Кавказа (отсюда ее современное название – Кавказская): аварцы, даргинцы, лакцы, лезгины, азербайджанцы-сунниты, но есть и татары, ногайцы и казахи. Мечетная община (джамаат) состоит из 300-500 человек ( в дни праздников мечеть посещают около 1500 человек). Имам-хатыб мечети Абухасан-хазрят (Мусаев) до приезда в Астрахань работал имамом в Саудовской Аравии. Абухасан-хазрят – мурид (т.е. ученик, послушник) даргинского шейха Мухаммеда ал-Костеки (Рабаданова), который принадлежит к суфийской традиции накшбандийа (ветвь махмудийа-шазилийа). Мечетью также управляет особый совет, который как раз и пригласил нынешнего имама.

 

 


НОГАЙСКАЯ МЕЧЕТЬ

Мечеть №2, или Нугай-мечеть (т.е. «Ногайская мечеть») (ул. Казанская, 21). До революции имела порядковый номер «12». Название «Ногайской» получила оттого, что в нее приезжали молиться сельские ногайцы. Мечеть сегодня также иногда называют Зеленой, видимо, из-за зеленого окраса деревянных стен. Нугай-мечеть была построена, согласно архивным данным, в 1830 г. (по устным сведениям старожилов – в 1824 г.) и продолжала функционировать в советское время. По архивным данным, в середине XX в. приход мечети составлял 250-300 человек, а по праздникам мечеть посещали 2000-2500 человек. Имам-хатыбом мечети вот уже более 20 лет является Юнус-хазрят (Набиуллин).

 

 


МЕЧЕТЬ №23 Мечеть №23 (ул. 4-ая Дорожная, 19). В 1996 г. кирпичное здание бывшей аптеки передали верующим и переделали под мечеть. Имам-хатыб с 1997 г. – Ислам-хазрят (Зинналиев). В основном, мечеть посещают пожилые юртовские татары, живущие в окрестности (территория бывшей слободы Тияк) – числом около 30 человек.

 


МЕЧЕТЬ №30

Мечеть №30 (пос. Красноармейский Трусовского района г. Астрахани, ул. Саянская, 6). По сведениям, полученным нами от имам-хатыба мечети Рафаэль-хазрята (Алимова), мечеть была построена в 1926 г. Известно, мечеть функционировала в советское время и относилась тогда к пос. Татарская Абелёвка, или Татаро-Абеловка Приволжского района Астраханской области (ныне – в черте города). В 1995 г., в связи с открытием новой мечети в близлежащем с. Старая Кучергановка, мечеть на ул. Саянской стали использовать как училище-мактаб, но в 2000 г. вновь вернули ей статус мечети. Приход мечети состоит из живущих в окрестности юртовских татар –числом около 30 человек.

 


МЕЧЕТЬ №34

Мечеть №34. Имам – Юнус-хазрят (Махмутов). В 2000 г. мусульманская религиозная организация №34 пос. Литейный (Советский район г. Астрахани, около кладбища Сабан Сияр) произвела реконструкцию кирпичной силосной башни на Аэропортовском шоссе (1960 года постройки) в небольшую мечеть. Средства на выкуп башни в 1998 г. мусульманам были выделены из городского бюджета. Вскоре после этого Постановлением Администрации города Астрахани от 31 декабря 1998 г. за мусульманской религиозной организацией-мечетью №34 дополнительно был зарезервирован земельный участок площадью 600 квадратных метров по тому же адресу для проектирования культовых зданий и благоустройства. А 28 июля 2000 г. Постановлением Администрации города Астрахани этот участок был официально предоставлен в аренду для строительства новой мечети. Этим же постановлением мусульманской религиозной организации разрешалось строительство мечети на предоставленном земельном участке.


Строительство началось весной 2005 г., но в 2006 г. оно было приостановлено. Новая Администрация города Астрахани стала требовать сноса всех построек, якобы самовольных. Дело дошло до суда. Начальник правового управления администрации города А.В. Семенов обратился от ее имени с исковым заявлением в Советский районный суд города. Поводом для обращения в суд стал тот факт, что мусульманская религиозная организация №34, которой было выдано разрешение на проведение строительно-монтажных работ по строительству мечети сроком до 28 июня 2001 г., в течение означенного периода времени к строительству не приступила. Кроме того, по словам А.В. Семенова, мечеть возводилась с нарушением технических норм. Строящееся здание находится на расстоянии 7 метров от линии электропередач при норме 20 метров. К тому же строительство объекта не согласовывали с федеральной службой надзора за воздушным транспортом. А это обязательно, т.к. мечеть находится вблизи от аэропорта. В январе 2006 г. суд принял решение о сносе недостроенного здания мечети и обязал мусульманскую общину в течение двух месяцев совершить снос за собственные средства. В противном случае мэрия получит право снести мечеть самостоятельно. Кассационная жалоба, поданная общиной в областной суд, была отклонена. В настоящее время строительство мечети прекращено, а председатель приходского совета Асия Махмутова обратилась с жалобой в надзорную инстанцию.

 

 


МЕЧЕТЬ ТАУБЭ

Мечеть Таубэ (от араб. ат-тауба – “покаяние”) (на территории городского мусульманского кладбища, ул. Рождественская, 18). Построена в 2002-2004 гг. по инициативе муфтия Астраханской области Назымбек-хазрята при активном участии губернатора Астраханской области А.П. Гужвина и президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева. 9 октября 2004 г. состоялось торжественное открытие мечети. С ее открытием у мусульман появилась возможность проводить на кладбище религиозные обряды, связанные с погребением. Данная мечеть взяла на себя затраты по захоронению мусульман без определенного места жительства, а также неимущих мусульман, у которых нет родственников. Средства на эти цели будут выделяться из пожертвований прихожан. Имам-хатыб мечети – Ильдар-хазрят (Даиров).

 

 


МЕЧЕТЬ №47

Мечеть №47 (пос. Мошаик, Ленинский район г. Астрахани, ул. Соколова, 58). Была открыта 15 января 2005 г. Мечеть строили на пожертвования жителей поселка и финансовую помощь предпринимателей (большую помощь также оказал депутат Государственной Думы Астраханской области А.Пашаев). Имам-хатыб – Равиль-хазрят (Абдуллаев). По пятницам, на полуденный намаз мечеть посещают от 50 до 70 человек.

 

 


МЕЧЕТЬ РАМАДАН

Мечеть Рамадан (пос. Свободный, ул. Лемисова, 94). Мечеть была построена в 2000 г., в священный для мусульман месяц поста (араб. ас-саум) рамадан. Вначале братья Искаковы – Имангали и Марат – построили кирпичный дом, но после смерти отца решили передать здание под мечеть.
Источник – Традиционная народная культура и этнические процессы в многонациональных регионах Юга России: Материалы всероссийской научно-практической конференции 8-9 июля 2006 г. Астрахань-2006.
Сызранов А.В., Сафаров А.Т. (Астрахань)

 

   
“Жизни цепь – упорный труд высокий. Лень, безделье – худшие пороки. Пред народом долг свой исполняя, Сей добро – вот жизни цель святая! Путь добра – вот счастье и отрада, И другого мне пути не надо»…
Габдулла Тукай