|
Астраханские мечети
Центрами религиозной и общественной жизни мусульман г. Астрахани были мечети. Уже в 1586 г. недалеко от города существовала мечеть. А в 1620 г. ногайский саййид (т.е. потомок пророка Мухаммада из ветви, восходящей к его внуку Хусайну) Сайф ад-Дин построил мечеть в самой Астрахани, видимо, с разрешения властей. К 1616 г. относится упоминание мечети на Гилянском дворе г. Астрахани. Она была поставлена для персидско-подданных (а значит, была, скорее всего, шиитской). Мечеть ставили сами персы. Османский путешественник Эвлия Челеби ибн Дервиш (1611-1679/1683), побывавший в Астрахани в 1666 г., сообщает, что в “посаде”, или “нижнем городе” (т.е. в Земляном) находится 7 мечетей. По сведениям академика Самуила Георга Гмелина (1744-1774), в 1770 г. в Агрыжанской, Бухарской и Гилянской слободах Земляного города было 4 мечети, а в предместии города Царевской слободе (татар. Тияк, на р. Царев), которая с середины XIX в. вошла в состав города как 6-ой полицейский участок – еще 15. В 1910 г., согласно исследователю В.В. Дремкову, в Астрахани насчитывалось 18 мечетей.
АК МЕЧЕТ. Древнейшей, сохранившейся до наших дней мусульманской мечетью г. Астрахани является соборная Ак-мечеть (тюрк. “Белая мечеть”) (ул. Зои Космодемьянской, 41/15). Первые сведения об этой мечети, возможно, содержатся в сочинении академика С.Г. Гмелина “Путешествие по России для исследования трех царств природы”, вышедшей в Санкт-Петербурге в 1777 г. Он писал, что в Бухарской татарской слободе г. Астрахани “находится нововыстроенная большая Татарская мечеть. Она деревянная,однако построена на каменном основании”. Я полагаю, что речь в данном случае идет как раз о Белой мечети, которая располагалась в Бухарской татарской слободе. О деревянной Белой мечети в Астрахани также сообщает в 1809 г. исследователь И.В.Равинский. Он пишет, что это главная татарская мечеть в городе, т.к. она была “всех пространнее и получше сделана”, а кроме того “...у татар главные мечети всегда называются белыми”. В сборнике “Город Астрахань и его окрестности”, вышедшем в 1882 г. , содержатся сведения о том, что к моменту своей перестройки Белая мечеть существовала уже 130 лет, т.е. была построена в 1680 г. Однако, учитывая сведения С.Г. Гмелина о “нововыстроенной большой Татарской мечети” в 1770 г., эта информация, на наш взгляд, требует дополнительной проверки.
В 1810 г. деревянная Ак-мечеть была перестроена в камне на средства купца Давида Измайлова, причисляемого к татарам Бухарского двора. К зданию мечети примыкал красивый минарет. Мечеть окружала вначале деревянная, а затем каменная ограда. Известно, что на протяжении XIX – начала XX вв. имамами Белой мечети были представители семьи Ходжаевых, причисляемые к татарам Бухарского двора. Имамы Ходжаевы активно участвовали в общественной жизни мусульман Астрахани. Так, когда в 1896 г. возникло благотворительное «Общество попечительства о бедных мусульманах» (или «Общество попечительства о бедных татарах»), именовавшееся также «Джамаат Хайрийа», одним из его учредителей был имам Ак-мечети Мухаммед Керим Ходжаев. На средства данного общества закупались и раздавались учащимся мактабов и мадраса учебники, беднякам – дрова на зиму, теплые одежды, медикаменты, средства на похороны и т.п. Мухаммед Керим Ходжаев был также одним из учредителей умеренного панисламистского общества «Джамаат Исламийа» (араб. «Исламская Община»), образовавшегося в Астрахани в 1907 г.
В 1901 г. приход Белой соборной мечети, именовавшейся также мечеть №11, составлял 569 мужчин и 579 женщин, в т.ч. 80 домохозяев.
Криушинская мечеть (ул. Бакинская, 141). По устным сведениям, была построена в начале XX в., в 1907-1909 гг. В 1932 г. мечеть была закрыта. С этого времени здание мечети использовалось как складское помещение. В 1952 г. на заседании исполкома Астраханского областного совета в здании было решено устроить Дом культуры членов артелей кооперации инвалидов Астраханской области. К началу 1990-х гг. мечеть была в полуразрушенном состоянии. В 1997 г. здание мечети передали верующим. Она получила порядковый номер “38”. По согласованию с руководством Астраханского регионального духовного управления мусульман азербайджанская диаспора г. Астрахани с 2004 г. начала восстанавливать мечеть. В настоящее время реставрация мечети продолжается, хотя она уже функционирует как шиитский храм, получивший новое название – мечеть Бакы (т.е. Баку). Имам-хатыб мечети - Махмуд-хазрят (Сафаров).
Мечеть №3 (до революции №13), или Красная мечеть, сегодня также - Кавказская мечеть (ул. Красная Набережная, 112 – на городском рынке Большие Исады). В коллективной монографии «История Астраханского края» утверждается, что мечеть была построена в 1894 г. Однако эта дата представляется нам неверной. Согласно архивным материалам, приход мечети образовался в 1900 г. и составлял 600 мужчин и 299 женщин. В этом же году началось строительство мечети. Муллой мечети был татарин Фейзулла Фетхуллин. В 1935 г. по решению Астраханского городского совета мечеть была закрыта, а здание вскоре было передано Дому санитарного просвещения. По устным сведениям, сообщенным имамом, мечеть построили в 1898-1900 гг., а закрыли в 1938 г.
Мечеть №2, или Нугай-мечеть (т.е. «Ногайская мечеть») (ул. Казанская, 21). До революции имела порядковый номер «12». Название «Ногайской» получила оттого, что в нее приезжали молиться сельские ногайцы. Мечеть сегодня также иногда называют Зеленой, видимо, из-за зеленого окраса деревянных стен. Нугай-мечеть была построена, согласно архивным данным, в 1830 г. (по устным сведениям старожилов – в 1824 г.) и продолжала функционировать в советское время. По архивным данным, в середине XX в. приход мечети составлял 250-300 человек, а по праздникам мечеть посещали 2000-2500 человек. Имам-хатыбом мечети вот уже более 20 лет является Юнус-хазрят (Набиуллин).
Мечеть №30 (пос. Красноармейский Трусовского района г. Астрахани, ул. Саянская, 6). По сведениям, полученным нами от имам-хатыба мечети Рафаэль-хазрята (Алимова), мечеть была построена в 1926 г. Известно, мечеть функционировала в советское время и относилась тогда к пос. Татарская Абелёвка, или Татаро-Абеловка Приволжского района Астраханской области (ныне – в черте города). В 1995 г., в связи с открытием новой мечети в близлежащем с. Старая Кучергановка, мечеть на ул. Саянской стали использовать как училище-мактаб, но в 2000 г. вновь вернули ей статус мечети. Приход мечети состоит из живущих в окрестности юртовских татар –числом около 30 человек.
Мечеть №34. Имам – Юнус-хазрят (Махмутов). В 2000 г. мусульманская религиозная организация №34 пос. Литейный (Советский район г. Астрахани, около кладбища Сабан Сияр) произвела реконструкцию кирпичной силосной башни на Аэропортовском шоссе (1960 года постройки) в небольшую мечеть. Средства на выкуп башни в 1998 г. мусульманам были выделены из городского бюджета. Вскоре после этого Постановлением Администрации города Астрахани от 31 декабря 1998 г. за мусульманской религиозной организацией-мечетью №34 дополнительно был зарезервирован земельный участок площадью 600 квадратных метров по тому же адресу для проектирования культовых зданий и благоустройства. А 28 июля 2000 г. Постановлением Администрации города Астрахани этот участок был официально предоставлен в аренду для строительства новой мечети. Этим же постановлением мусульманской религиозной организации разрешалось строительство мечети на предоставленном земельном участке.
Мечеть Таубэ (от араб. ат-тауба – “покаяние”) (на территории городского мусульманского кладбища, ул. Рождественская, 18). Построена в 2002-2004 гг. по инициативе муфтия Астраханской области Назымбек-хазрята при активном участии губернатора Астраханской области А.П. Гужвина и президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева. 9 октября 2004 г. состоялось торжественное открытие мечети. С ее открытием у мусульман появилась возможность проводить на кладбище религиозные обряды, связанные с погребением. Данная мечеть взяла на себя затраты по захоронению мусульман без определенного места жительства, а также неимущих мусульман, у которых нет родственников. Средства на эти цели будут выделяться из пожертвований прихожан. Имам-хатыб мечети – Ильдар-хазрят (Даиров).
Мечеть №47 (пос. Мошаик, Ленинский район г. Астрахани, ул. Соколова, 58). Была открыта 15 января 2005 г. Мечеть строили на пожертвования жителей поселка и финансовую помощь предпринимателей (большую помощь также оказал депутат Государственной Думы Астраханской области А.Пашаев). Имам-хатыб – Равиль-хазрят (Абдуллаев). По пятницам, на полуденный намаз мечеть посещают от 50 до 70 человек.
Мечеть Рамадан (пос. Свободный, ул. Лемисова, 94). Мечеть была построена в 2000 г., в священный для мусульман месяц поста (араб. ас-саум) рамадан. Вначале братья Искаковы – Имангали и Марат – построили кирпичный дом, но после смерти отца решили передать здание под мечеть.
НАША КУЛЬТУРА И ИСТОРИЯ -> Татарская Астрахань -> Астраханские мечети /
Татарские улицы /
Астрахани 755 лет /
Сколько лет тебе, Астрахань? /
|