Закиев. Избранное

 

М.З.Закиев
    Избранные материалы из статьи "Проблема этногенеза татарского народа"  
   
     

О степени глубины тюркских этнических корней татар. Татарский народ, как и всякий другой, формировался не путем размножения одного племени, а в результате политического, экономического и культурного общения, консолидации и слияния многих, в основном, тюркоязычных, в какой-то степени, и нетюркоязычных, в частности финно-угорских племен. Следовательно, основные этнические корни татарского народа связаны с его языконесущими компонентами, а именно с тюркскими племенами, разбросанными еще в древнейшие времена в разные уголки обширного региона Евразии. Поэтому неудивительно, что разнолокальные части одних и тех же племен принимали участие в образовании различных тюркских и не только тюркских народов. Например, следы огузских и кыпчакских племен мы находим в этногенезе всех современных тюркских народов.

 

Этноним тюрк как общее название всех, так называемых тюркских народов применяется весьма условно, ибо в науке тюркскими называются и те племена, которые даже никогда не слышали этого слова, а также и те, которые вышли на историческую арену задолго до того, как появился этноним тюрк. Он появился, по-видимому, очень давно. Некоторые тюркологи склонны в названиях Трои-Троады (XIII в. до н.э.), Тракия (XIII в. до н.э., учеными XIX—XX вв. тракам-фракийцам искусственно навязан индоевро­пейский язык), Этруск-труск (X в. до н.э.) видеть разновидности этнонима тюрк. Но эта точка зрения еще не доказана, поэтому ученые считают, что он появился позже где-то в Азии, в регионе Алтайских гор. При этом они исходят из того, что этноним тюрк впервые зафиксирован в рунических источниках VI в., и там же говорится, что племена тюрков объединились в государственное образование в V в. на Алтае. На основе этого факта некоторые тюркологи выдвинули идею, что якобы тюркские племена первоначально зародились на Алтае путем отделения их от тюрко-монгольско-тунгусо-маньчжурского единства, получившего от этих же тюркологов название "алтайское единство", а народы и их языки, образованные в результате распада алтайского единства (тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские, с некоторой оговоркой, японский и корейский), именуются ими же алтайскими народами и алтайскими  языками. Это стало как бы общей аксиомой для официальной тюркологии. Согласно этой аксиоме, все тюркские народы, где бы сейчас они ни жили, якобы позднее, т.е. с III—IV вв. н.э. распространялись в другие регионы из Алтая.

 

Поскольку мы признаем адекватность теории моногенизма, т.е. происхождения всего человечества из единого источника, постольку не отвергаем наличия языка-основы для близкородственных языков. В этом плане может считаться правомерным и признание того, что тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские языки когда-то в глубокой древности образовались из одного языка-источника; можно согласиться и с тем, что этот язык-источник называется условно алтайским, но отнесение места его формирования лишь к региону Алтайских гор нельзя считать бесспорным. Ведь тюркоязычные племена под различными названиями заселяли обширные территории Евразии еще в те времена, когда они не могли попасть ни в какие письменные источники.

 

Еще в XIX веке некоторые западноевропейские и американские ученые обратили внимание на то, что семантическая и словообразовательная структура многих лексических единиц тюрков и американских ндейцев группы майя и сиу почти совпадают [Каримуллин А.Г., 1976, 135—143]. Такое системное совпадение невозможно объяснить случайностью, поэтому ученые выдвинули две теории - по одной: тюркские языки и языки майя и сиу имеют единый язык-основу [Каримуллин А.Г., 1976, 135—143], по другой: предки носителей этих языков, когда жили еще в Евразии, имели очень тесные контакты между собой и сохранили в своих языках глубокие следы своих соседей... [З?киев М.З., 1977]. Обе версии доказывают, что эти языки в развитой, стандартизированной форме функционировали еще тогда, когда носители их жили рядом. А рядом они жили до прихода предков майя и сиу из Евразии на американский материк 20—30 тыс. лет тому назад. Естественно, с тех пор они не общались, но сохранили глубокие следы своих бывших древних соседей.

 

Глубокие следы тюркских языков мы находим и в шумерском языке, носители которого жили в междуречье Тигра и Евфрата 6 тыс. лет тому назад [Сулейменов О., 1975, 191—192; З?киев М.З., 1977, 36; Туна, 1990, 57]. Свое мнение о глубоких следах тюркских языков в языках американских индейцев и шумеров первым в тюркологии высказал в 1920 году Заки Валиди Тоган [В?лиди 3., 1981, 10-17].


Как извещают ассирийские и китайские источники, еще в III-II тыс до н.э. в Евразии жили уды, саи~даи, сэ (ти), сюнни, уну, которые позже зафиксированы как племена удинов, будинов, уннов, дайа~сайа на берегах Каспийского озера и в Западной Европе вплоть до границ Северной Италии [Ельницкий А.Л., 1977, 4; Бичурин Н.Я., 1950, 39].

 

В I тыс. до н.э. в северо-западной части Апеннинского полуострова до итальянцев жили этруски (труски), которые по своему языку, быту и искусству некоторыми учеными отнесены к тюркоязычным скифам (турсакам) [Немировский А.И., 1983, 13; Адиля Айда, 1992, 390; Латыпов Ф., 1994, 153—159].

 

О степени цивилизованности тюркских этнических корней татар. В официальной исторической науке и в тюркологии тюрки безосновательно считаются не только относительно молодыми племенами или народами, но и все — непременно кочевниками. Якобы они отделились от тюрко-монгольского единства лишь 8-6 тыс. лет тому назад, формировались значительно позже других, например, индоевропейских народов. Некоторые историки утверждают, что якобы сформировавшиеся настоящие тюрки вышли на историческую арену только в самом начале нашей эры, в V-VI вв. они переживали период расцвета в составе Тюркского каганата, занимавшего территории от берегов Тихого океана до Адриатического моря, от северных морей до Китая, Индии, Ирана и Средиземного моря, и после распада этого каганата якобы начался путь их заката и исчезновения [Гумилев Л.Н., 1967]. Как относительно молодые народы, тюрки якобы не смогли организовать оседлую жизнь, поэтому как кочевники, не смогли внести свою лепту в человеческую цивилизацию.

 

Не все тюрки кочевали, многие из них занимались земледелием, огородничеством, садоводством, строили постоянные жилища, города, создавали государства, сооружали прекрасные оросительные системы, обеспечивали золотыми, серебряными и чугунными изделиями не только восточные, но и многие западные страны.

 

Почитание животных, птиц и растений, закрепление их определенных видов за собой в качестве тотемов способствовали развитию так называемого звериного стиля в искусстве тюрков.

 

У тюрков очень рано появилась письменность, которая непосредственно связана с наличием государственности. В 1924 году во Франции было найдено около трех тыс. небольших текстов, написаных руноподобными буквами, которые, по мнению ученых, составлены в  VI—V тыс. до н.э. Эти тексты подвергались расшифровке на основе почти всех западных языков, но не было никакого результата. В 1992—1993 годах они были прочтены по-тюркски [Эльваран, 1993, 15]. Кроме того, известно, что латинская графика появилась под влиянием этрусского письма, а этруски были прототюрками [Адиля Айда, 1992, 215—222].

 

Естественно, все эти гипотезы требуют тщательной проверки, но то, что некоторые тюркские народности еще задолго до н.э. пользовались клинописью, китайскими иероглифами, своим особым рунеподобным письмом, не вызывает сомнений. Так, в кургане Иссык V—IV вв. до н.э., принадлежность которого к сакам – тиграхауда установлена твердо [Акишев К.А., 1978, 61—63], обнаружена руноподобная надпись, которая ясно читается по-тюркски [Аманжолов А.С., 1971, 64—66]. До сих пор ученые не могли расшифровать надписи на гуннских тарелках I—IV вв. н.э., обнаруженных в Восточной Европе, чаще в Волго-Камье. Лишь в 1993 году А.Мухаммадиеву, сопоставляя их с надписями на бактрийских монетах П—I вв. до н.э., удалось установить наличие у тюрков еще до н.э. особого письма, названного автором туранским (М?х?мм?ди ?., 1993].

 

Таким образом, тюркские племена, являясь древнейшим культурным этносом, внесли огромную лепту в человеческую цивилизацию. Имея в виду тюрков Южной Сибири и говоря об их всестороннем развитии, Л.Р.Кызласов пишет: "Бытовавшее в нашей исторической науке в течение длительного времени мнение о том, что государств с цивилизацией городского типа в Сибири никогда не было, что к востоку от Урала обитали лишь лесные охотники и степные кочевники-скотоводы, теперь должно быть изменено полностью как несостоятельное" [Кызласов Л.Р., 1984, 162]. Такой вывод историка можно отнести и к тем тюркам, которые обитали в других обширных регионах Евразии.

 

Общие сведения о древних тюрках. Официальная историческая наука при освещении тюркской истории этногенез различных тюркских народов представляет таким образом, что первые тюрки из Азии в Восточную Европу пришли под этнонимом гунны (с?н, h?н) в IV в., в V в. оттуда же появились авары, в VI — тюрки, в VII — хазары, булгары, затем печенеги, кыпчаки и т.д.; а прежние тюрки с приходом новых куда-то исчезали. Такое представление передвижения народов противоестественно. На обширных территориях Евразии такого одностороннего передвижения тюрков не было, племена и народы оставались на своих уже освоенных регионах, менялся лишь их этноним. Из множества племен, которые оказались на территории одного государства или составляли народность, в разные времена во главе государства или народности оказывались разные племена, этнонимы которых распространялись как общее название народности или государства. Так, некоторые тюркологи предполагают, что в Восточной Европе, таким образом, менялись тюркские этнонимы одного и того же тюркского населения, начиная с названия гун: гунны, авары, тюрки, хазары, булгары, кыпчаки и т.д. Но были историки, которые смену этнонимов тюрков в сторону ретроспективы продолжали смело, включая сюда этнонимы алан, сармат, скиф. Так, историк начала XIX в. П.Ф.Сум писал: "Общие имена часто переменялись оттого, что один народ брал перевес над другим. Скифы, сарматы, аланы, гунны, хазары, Уцы или Куманы — суть общие имена, которые следовали одно за другим" [Сум П.Ф., 1846, 15].


В то же время ученые еще до появления скифо-иранской концепции и после нее доказывали и доказывают тюркоязычность скифов, сарматов и алан, признавая наличие среди них и славянских, и финно-угорских, и монгольских, и, в самой меньшей степени, иранских племен. По мнению этой группы ученых, на обширных территориях Евразии под общим названием скифы, сарматы, аланы (асы) еще задолго до н.э. жили предки тюркских народов. Начиная с середины I — начала II-го тысячелетия н.э., они под различными этнонимами продолжали и сейчас продолжают жить в тех же регионах. Правда, с XI в., со времени начала крестовых походов регионы распространения тюрков постепенно сужались.


Практика наименования племен названиями тотемов (акацир 'лесные люди или люди дерева', гелон 'змея', тавр 'люди гор или леса' и т.д.) и явно тюркские слова в качестве названия различных богов доказывают религиозно-мифологическую преемственность скифов и тюрков. Так, Геродот пишет: "На скифском языке Гестия называется Табити, Зевс (и, по-моему, совершенно правильно) — Папей, Гея — Апи, Аполлон — Гойтосир, Афродита Небесная — Аргимпаса, Посейдон — Фагимасад. У скифов не в обычае воздвигать кумиры, алтари и храмы богам, кроме Ареса" [Геродот, кн. 4, абз. 59].


Гестия — богиня домашнего очага, по-скифски Табити, состоит из тап 'служить, находить', ити~иди 'бог, великий', в целом 'богиня обслуживания, т.е. домашнего очага'.

 

Зевс — верховный бог, царь и отец богов и людей, по-скифски Папей, по-тюркски бабай 'прародитель'.

 

Гея — олицетворение Земли, она породила Урана (Небо), Горы, Понт (Море); Гея — по-скифски Апи, по-тюркски ?би 'прародительница'.

 

Аполлон — бог Солнца, по-тюркски Гойтосир, по-видимому, от тюркского Й?йт?с-эр~??йт?ш-эр, где первая часть означает 'летнее время', вторая — 'мужчина, люди'.

 

Афродита — богиня любви и красоты, по-скифски Аргимпаса, где аргым~аргим 'моя красавица' плюс псак 'венок, цветы', в целом 'моя красавица — цветок'.

 

Посейдон — бог моря, воды; по-скифски Фагимасад, вернее Тагимасад, на карачаево-балкарском языке Фукмашак или Пукмашак — бог воды, дождя, стихийных бедствий [Лайпанов К.Т., Мизиев И.М., 1993, 60]. Есть версия о том, что Тагимасад — это еще бог всадника, некоторые исследователи связывают его с кры­латым конем [Доватур А.И., 1982, 298]. Тюрки придавали очень большое значение коням, твердо стоящим на ногах, которые при любых обстоятельствах были надежной опорой — таяныч. Слово тайаныч 'опора' образовано от слова тай 'упасть, подскользнуться’, от него причастие таймас 'не подскользнется'. Тюркский й греками произносился как г, отсюда тагмас~тагымас~тагимас и плюс am 'конь'. Тагымасат~Тагимасад по-тюркски 'не падающий конь', может быть, 'крылатый конь', который не опирается на землю, ср. тайак, тайаныч 'опора'.
Арес — бог войны, по-видимому, это слово заимствовано из скифского языка, в карачаево-балкарском — Орий — бог войны [Лайпанов К.Т., Мизиев И.М., 1993, 60]. Возможно, этот бог, поскольку он самый важный, связан с владениями и плодородием, является усеченным вариантом тюркского йерсу 'земля-вода'.

 

Если рассматривать скифо-тюркскую непрерывность в области искусства, то на первый план выдвигается так называемый "звериный" стиль. Этот стиль несомненно скифский, но ученые, исходя из постулата об обязательном кочевом характере скифов, утверждают, что все "звериное" искусство скифов создано не самими скифами (кочевник якобы на это не способен), а греческими мастерами. Это — очередное заблуждение. Не все скифы были кочевниками, они почитали животных, зверей, растения, птиц как свои тотемы и всегда старались изображать их различными способами. И эта скифская традиция передавалась тюркским племенам.

 

Какие древние народности, зафиксированные в источниках, были тюркоязычными? Поскольку основными компонентами татарского народа были тюркоязычные племена и народности, которые, естественно, вошли ив состав других тюркоязычных и даже нетюркоязычных народов, постольку мы в порядке подведения итогов должны дать о них краткие сведения.

 

Официальная историческая наука утверждает, что в Европу первые тюрки пришли лишь в IV в. н.э. под названием гуннов, а в Азии они до н.э. отмечены только как хунны. Если тюркский язык существовал 20—30 тыс. лет тому назад (вспомните о его следах в языках американских индейцев), то нет оснований думать, что они жили вне Евразии. Поэтому с уверенностью нужно искать тюрков уже в первых китайских, индийских, ассирийских, греческих письменных источниках.

 

В североиранской, прикаспийской и прикавказской этнонимике и топонимике, а также по ассирийским, индийским и китайским письменным данным еще в III тыс. до н.э. известен народ удов, который связан с поздними узами (удами), а в II—I тыс. до н.э., известны даи, сэ, уну, которые позже встречаются как саи (даи, заи), саки, гунны, признанные в исторической науке тюркоязычными.

 

Тохары (тогар~тогарма~тавр), зафиксированные в источниках в III тыс. до н.э. в Восточной Европе, позже — в Азии, а во II в. н.э. — в Западной Европе возле Дакии [Латышев В.В., 1893, 232], также были тюркоязычными, если не учитывать того, что им учеными XX в. навязан один из диалектов иранского языка. Этноним тохар (таг-ар, тay-ар, тав-ар ‘люди гор или лесов’) сохранен в топониме тавр (таврический).

 

Такая же участь постигла в истории и согдийцев: как и тохарам, кстати надо сказать, и тракам-фракийцам, им учеными-индоевропеистами навязан индоевропейский язык. Так, "один из литературных языков, на которых были найдены документы и отрывки произведений религиозной литературы при археологических изысканиях в Ср. Азии, был назван согдийским" [Бартольд В.В., 1964, т. 2, ч. 2, 461].

 

Специалист по тюркским языкам М.Кашгари народ согдак без всяких сомнений относит к тюркам. И этимология этого слова чисто тюркская: -дак ~-дык ~-лык - тюркский аффикс прилагательного; саг 'здоровье, ум', сог 'доить', суг 'вода', в целом согдак 'здоровые, чистые доители или водные, речные'.

 

Китайские историки согдийцев идентифицировали с аорсами, т.е. тюркоязычными аварами (аор-ос ~ ауар ~ авар) или аланами, тюркоязычность которых отмечена древними авторами. Об этом В.В.Бартольд (естественно, считая по традиции аорсов и алан ираноязычными) пишет: "Китайцы в это время знали для страны аорсов или алан еще название Суи или Судэ, что, по мнению покойного синолога Хирта, есть слово Согдак или Сугдак. Так турки называли область и народ согдийцев на Зеравшане" [Бартольд В.В., 1964, т. 2, ч. 1, 550]. В.В.Бартольд склонен рассуждать так, что якобы согдийский язык иранского типа превратился в тюркский [Бартольд В.В., 1964, т. 2, ч. 2, 467]. Мы знаем, что языки не превращаются в другие. Поэтому разумнее признать, что согдийцы (согдак) с самого начала были тюркоязычными. Выше мы говорили, что имеется обоснованное мнение о тюркоязычности этрусков [Адиля Айда, 1992, 390; Латыпов Ф., 1994, 153—159].

 

Кушаны в I—II вв. н.э. в Ср. Азии, Афганистане, Пакистане, Сев. Индии и Синьцзяне создали Кушанское царство. Они также отнесены к ираноязычным, но то, что многие историки отождествляют кушанов с эфталитами-тюрками [Прокопий Кесарийский, 1876. Комментарий Г.Дестуниса, 60], и то, что они потом превратились в тюркские народности, говорит о тюркоязычности кушанов. Часть кушанов оказалась позже в Среднем Поволжье и создали государство Кашан~Кошан. По происхождению эти этнонимы имеют один и тот же корень, произносимый в Ср. Азии как куш, в Ср. Поволжье как кош~каш.

 

Перейдем сейчас к скифо-тюркским народностям. В первую очередь надо сказать о так называемых агафирсах. Как было уже сказано выше, этот этноним по-тюркски означает 'лесных людей или людей с тотемом дерева'. Позднее этот этноним встречается уже как акацир (акац 'дерево, лес') и агач эри в том же значении.

 

С акацирами в самых близких отношениях были фракийцы, по более адекватному произношению — тракийцы, т.е. траки. По традиции индоевропеистов тракам (фракийцам) навязан язык индоевропейского типа. Поэтому нельзя признать правильным мнение о том, что они говорили на одном из индоевропейских языков, не исследованы они и с точки зрения тюркских языков [Будагов Б.А., Гейбуллаев Г.А., 1988, 126].

 

Меланхлен — этноним, переведенный на греческий, по-видимому, из тюркского языка, ибо только у тюрков есть черные клобуки (каракалпаки).

 

О гелонах, таврах и будинах (уды-узы) мы уже говорили как о тюркоязычных племенах; невров отождествлял с уннами Филосторгий.

 

Во времена скифов Геродоту был известен и прежний этноним печенегов. Геродот писал: "Эту конную почту персы называют ангарейон" [Геродот, 1972, VIII, 98]. Это слово образовалось от тюркского этнонима хангар~кангар. Среди персов хангары служили курьерами, и поэтому в персидском языке в значении 'курь­ер' закрепилось слово хангар.

 

О скифах и сарматах, этноним которых стал у греков общим политическим названием, мы уже говорили и признали их тюркоязычными. Выше мы узнали и о массагетах (тиссагетах, фиссагетах) и эфталитах (белых гуннах) как о тюркоязычных народностях.

 

По устоявшемуся мнению историков, барды~парты (в русском произношении парфяне, ибо интердентальный д-th в русском передается через ф) также были тюркоязычными, в истории были известны от начала I тыс. до н.э. до VI в. н.э. Объединив тюркские и иранские племена, к югу и юго-востоку от Каспийского моря они создали государство Парды~Парты (Парфянское царство), позже ассимилировались как среди иранских, так и других тюркских племен и народов. Следы племен парты~барды сохранились в топониме Прикамья в виде Барда, который применяется и как определение к предкам татар — остякам, позже — к самим татарам.

 

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что тюркские племена и народности среди скифов-сарматов занимали значительное место.

 

По признанию многих ученых и по нашим наблюдениям, аланы (асы-ясы) также были тюркоязычными. Далее гунны, авары, тюрки, печенеги (кангары~ангары), хазары, бигеры (биары), булгары, огузы, кыпчаки и т.д. признаны тюркоязычными даже в официальной исторической науке.

 

Подведя итоги, можно с уверенностью сказать, что в Европе и Азии тюрки жили с самых древнейших времен. Мнение о начале тюркизации Восточной Европы, Поволжья и Приуралья только с IV в. с приходом первых тюрков-гуннов из Азии является неверным и надуманным. Если в IV в. из периферии Римской империи в ее центр было массовое движение народов, то это было не великое переселение, а освободительное их движение против римской колониальной политики, в которой гунны принимали активное участие в качестве предводителя.

 

Далекие и близкие этнические компоненты татарского народа. Татарский народ региона Среднего Поволжья и Приуралья (т.е. Волго-Камского региона) формировался путем консолидации различных, прежде всего, тюркоязычных, отчасти и отюреченных финно-угроязычных компонентов. Как и все другие народы, для внешних сношений он носил этноним того компонента, который господствовал над другими. В этом регионе господствовало то одно, то другое племя, поэтому в разные периоды истории тюркоязычный народ Волго-Камского региона носил различные общие этнонимы.

 

Названия тюркских компонентов предков татарского народа мы можем восстановить, исходя из этнонимов племен, ставших компонентами местного тюркоязычного народа булгар и татар, а также из этнотопонимики Волго-Камского региона.

 

Первым дошедшим до нас тюркским этнонимом этого региона был биар (разновидности: бигер, бил?р, б?л?р), в корне которого лежит слово би 'богатый, хозяин, герой'; вторая часть ар — это от слова эр 'люди, мужчины', биар 'богатые люди, хозяева'. Б?л?р (местное произношение б?л?р) образовано от того же слова би, но с показателем мн. числа. Вариантом слова би является бик~б?к, от этого корня — этноним бигер (бик-эр), которым древние наши соседи удмурты по древней традиции до сих пор называют татар.

 

Этноним с таким же значением, но в другой тюркской фонетической оболочке, мы встречаем у Геродота. Рядом с аргиппеями (ар-гиппей — это тюркское ир-ат, часть am переведена Геродотом на греческий язык словом гиппей) он отмечает иирков, этноним которых состоит из ийи~ий?, что соответствует слову би: ийи~ий? 'хозяин, хороший, богатый', эрк 'мужчина, самец'. Ученые установили, что аргиппеи (ират) — это предки башкир, а иирки — это предки биаров (биляров). Таким образом, тюркоязычные племена — 'богатые хозяева' (иирк, биар, бил?р, бигер) жили в Волго-Камском регионе еще в IX—VII вв. до н.э.

 

Надо полагать, что среди биаров уже были тюркские племена кыпчаков, этноним которых означает 'белолицых, светловолосых' (кыу~кыф~кып 'белый, желто-белый', чак~сак может быть этнонимом одного из тюркских племен: кып-сак 'белые саки'). Славяне этот этноним перевели на свой язык и вместо этнонима кыпчак применяли слово половцы от прилагательного половый 'бледно-желтый'.

 

О том, что кыпчаки уже занимали не последнее место среди биаров, говорит наличие значения этого этнонима и в булгарское время. Булгарское государство начало складываться на землях Биармии, где кыпчаки занимали значительное место.

 

Как пишет Ибн Фадлан, когда посольство повелителя правоверных ал Муктадира приехало к булгарам, более общим этнонимом этого народа было по-арабски сакалиба 'белолицые, бледно-желтые'. Следовательно, кыпчаки тогда хорошо понимали значение своего этнонима и передали арабам это значение (как они  передавали его славянам), от этого значения 'белолицые' приезжие арабы образовали арабский этноним сакалиба. Поэтому можно утверждать, что в исторической литературе передача арабского слова сакалиба как славянского не выдерживает никакой крити­ки ни с точки зрения этнонимики, ни с точки зрения взаимоот­ношения племен: если бы сакалиба были славянами, булгары сре­ди славян не смогли бы оставаться тюркоязычными.

 

Первый царь сакалиба Алмас Шилки был из племени булгар, и государство, созданное Алмасом Шилки, называлось булгарским, поэтому это название постепенно вытеснило общий этноним сакалиба-кыпчак. Это подтверждается, кроме того, тем, что булгары с самого начала были кыпчакоязычными.

 

Различные исторические источники рядом с сакалиба~ кыпчаками указывают еще на наличие племен эскеле, которые в IX—VII вв. до н.э. занимали господствующее положение среди других тюркских племен и входили в контакт с древними греками, передав свой этноним грекам как общее название тюрков и не только тюрков Евразии. Эскеле~эскеде~эскете в греческом произношении звучало как скидаи~скиды, в западноевропейском — как скит, а в русском — как скиф...

 

Одним из древнейших компонентов татар были аланы (асы), этнонимы которых сохранились в истории Поволжья.

 

Буртасы также вошли в состав татарского народа, этноним которых образован при помощи другого неоспоримо тюркского этнонима ас. Первая часть, возможно, восходит к слову умарта 'дупло', которое обозначает то, что буртасы занимались бортничеством. Возможно и другое объяснение части бурта – борта~барта, т.е. отождествление ее с древним тюркским этнонимом парты~барды~борды (парфян).

 

Самым значительным компонентом татар являются мишары, этноним которых имеет значение 'лесные люди или люди с тотемом дерева'.

 

По семантике этнонима и по мишарскому произношению корня агач как акац, мишары исторически восходятк акацирам (агадирам, в русской передаче агафирсам), которые в скифское время были весьма заметными племенами Северного Причерноморья.

 

О включении булгар, суар и суас в число компонентов татар ученые единогласны.

 

По данным этнотопонимики в составе компонентов татарского народа были и древние кангары, которые затем назывались печенегами. Так, этноним хангар был известен еще во время Геродота, т.е. в VI—V вв. до н.э., сейчас он в виде Кунгур зафиксирован в названии города в Пермской области.

 

В формировании предковтатар принимали участие еще и гунны, т.е. племена с?н в татарском произношении, а башкиры произносят это слово как h?н — отсюда и хун, и гун. Об этом говорит наличие этногидронима с?н на территории Татарстана.

 

В составе компонентов предков татарского народа были и тюрки, создавшие Великий Тюркский каганат в VI в., и хазары, от которых отделились волжские булгары. Здесь же мы должны ука­зать на сарматов, которые также вошли в состав предков татар. По нашему предположению, этноним сармат — этногидроним или этноороним Сарман, а также название рода сарман восходят к одному корню сарма 'мешок из меха'.

 

Этноним кушан, зафиксированный в Ср. Азии, и этнотопоним Кашан (исчезнувший город на Каме) также представляют одно и то же слово: Кашан~Кошан — по произношению тюрков Поволжья, Кушан — по произношению тюрков Ср. Азии.

 

Особо надо сказать о татарском компоненте, который пришел в Волго-Камский регион из Центральной Азии вместе с монгольской армией и вошел в состав булгаро-татарского народа. Но пришлые татары, которые говорили на центральноазиатском тюркском языке, были настолько незначительны, что они очень быстро раст­ворились среди местных тюрков.

 

Этноним татар не идет непосредственно от этих центрально-азиатских татар. Он распространился сначала в Западной и Восточной Европе как политический и географический термин для обозначения всех восточных народов, лишь позднее его стали применять для обозначения всех мусульманских тюрков, и только в XX в. этноним татар был принят как самоназвание булгаро-тюрков-мусульман Волго-Камского региона.

 

Таким образом, предки татар Поволжья и Приуралья формировались путем долгой консолидации различных древних тюркских племен, в их состав, естественно, вошли и представители чувашей — прежних веда, тюркизированных марийцев, мордвы и удмуртов. Но этнолингвистические особенности Волго-Камского региона сложились еще задолго до нашей эры, и эти основные особенности предки татар уже больше не теряли, т.е. в этом регионе у них с древнейших времен до наших дней сохранилась этнолинг­вистическая непрерывность в развитии.

   
“Жизни цепь – упорный труд высокий. Лень, безделье – худшие пороки. Пред народом долг свой исполняя, Сей добро – вот жизни цель святая! Путь добра – вот счастье и отрада, И другого мне пути не надо»…
Габдулла Тукай